Теневой гостинечный бизнес в Сочи.
В преддверии Олимпиады-2014 сочинские власти планируют разобраться с частным гостиничным сектором, который считается теневым.
Шанс выжить есть у тех хотельеров, кто вступит в «олимпийский гостиничный пул».
Для этого надо довести сервис до заданного уровня (увеличить площадь комнат, обеспечить отель переговорными залами и парковкой, обучить персонал иностранным языкам и т. д.) и получить «звезды». Все – за свой счет.
А еще участники пула обязаны продавать 100% своих номеров в период Олимпиады по фиксированной стоимости. Соответствующий договор («Об организации XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр – 2014 в городе Сочи») был разослан по отелям осенью 2006 г.
Олимпийские прайсы в Сочи будут вычисляться по следующей формуле: к стоимости комнаты в конкретной гостинице за лето-2006 прибавят 47% или умножат ее на коэффициент 1,6. Цены в разных гостевых домах сейчас колеблются от 800 до 1600 рублей за номер в сутки. Год назад было примерно так же. И хотя зимой наступает мертвый сезон, когда в лучшем случае удается разместить пару клиентов за 250–300 рублей в сутки, многие хотельеры сочли такую индексацию крайне невыгодной.
Помимо прочего хотельеры боятся, что предстоящее строительство отпугнет туристов. «Кто захочет остановиться у нас, если будут шуметь бульдозеры и стучать молотки? – сетует управляющая адлерской частной гостиницы. – Наши соседи уже начали строиться, и вот все лето мы работали себе в убыток».
Туроператоры Сочи с местными хотельерами сотрудничают не очень плотно, но туристы-дикари любят там останавливаться. В бухте планируется разместить Олимпийскую деревню. Ряд зданий, среди которых и мини-отели, попадает под снос. Ситуация усугубляется тем, что гостиниц, стоящих на земле «вне закона», в этом районе куда больше, чем в Адлере.
Когда-то давно здесь обосновались староверы. Они строили дома и передавали их детям по наследству, не задумываясь о легальном оформлении собственности. Несколько лет назад в администрации Сочи им сообщили, что без официальных документов никаких прав на обладание землей и постройками у них нет. И уж тем более запрещается незаконно делать деньги на туристах. Регистрация же дома как гостевого занимает, по словам экспертов, пять, а то и больше лет. При этом разрешение на эксплуатацию только от комитетов электросети и водоснабжения (еще есть телефонный узел, природоохранное ведомство и т. д.) обойдется примерно в $100 тыс. Кто-то решился пройти все инстанции. Но таковых оказалось немного. Большинство же не успели получить никакого формального доказательства своей принадлежности к занятой территории. А согласно недавнему решению правительства Краснодарского края землю в регионе оформлять в собственность и вовсе нельзя. Разрешена только долгосрочная аренда.
Отношение туроператоров к вероятному сокращению числа мини-отелей довольно сдержанное. Да, многие туристы предпочитают маленькие гостевые дома гигантским многоэтажкам. Но частных гостиниц сейчас в избытке. «Больше половины остаются незагруженными даже в сезон, – считает Наталья Плахова, руководитель отдела внутреннего туризма компании «Аврора-Интур». – Если часть из них исчезнет, вряд ли кто из операторов это заметит». Кроме того, игроки рынка внутреннего туризма отмечают, что работать с частным сектором тяжело: отелями редко руководят профессионалы, владельцы часто перепродают свои дома, а новые хозяева знают о турбизнесе еще меньше, чем их предшественники. «Деньги берут, как в больших гостиницах, а сервис – на нуле. Поставят две кровати у стены и говорят, что это номер люкс», – поделился один сочинский эксперт из принимающей компании.
Наблюдатели полагают, что давление на мини-отели со стороны властей с целью превратить их в современные объекты размещения пойдет рынку только на пользу. Правда, очень может быть, что вскоре после второго рождения гостевых домов их цены взлетят до небес (перед Олимпиадой и после нее). Но сами хотельеры пока молчат на эту тему. А, к примеру, Александр Бондаренко, директор сочинского «Ориента», говорит так: «Ну станет проживание дороже, и что? Во-первых, люди без денег сюда не едут, а во-вторых, если уровень сервиса будет соответствовать цене, почему бы и не заплатить?»
Операторы делают ставку не столько на частный сектор, сколько на новые отели, которые должны быть построены к Олимпиаде на средства инвесторов. Проектов масса. Один из самых свежих, обсуждаемых в кулуарах, – идея президента сети Club Med Анри Жискар Д'Эстена открыть в Красной Поляне городок уровнем не ниже четырех трезубцев (так в этой сети принято обозначать 5-5*+).